20 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

Опыт обучения студентов ВШБиПП по программе ERASMUS+

17 Сентября 2019
2473
 Версия для печати

Как известно, СПбПУ является одним из участников проектов ERASMUS+ (ERASMUS+ PROGRAMME: Key Action 1 – Mobility for Learners and Staff), получивших поддержку Европейского Союза. В рамках этих проектов студентам и аспирантам СПбПУ предоставляется возможность получить стипендию на обучение по обмену.

В Высшей школе биотехнологий и пищевых производств есть студенты, которые обучаются по программе ERASMUS+. Одной из первых, решившихся на обучение за границей, стала студентка 4 курса направления «Биотехнология» Антонина Шлыкова. Целый семестр на третьем курсе студентка училась в Германии. Многие неожиданные возможности открылись перед ней, новые знакомства, достижения, новые впечатления! Вот каким рассказом поделилась Антонина.

«Еще будучи первокурсницей, я услышала о возможности обучаться семестр за границей по программе ERASMUS+, для чего потребовались бы знание английского языка, академическая и культурная студенческая активность и хорошие оценки за сессии. Так я стала мечтать о незабываемом путешествии в Баварию.

Программа заграничного обмена ERASMUS+ предоставляет уникальную возможность опробовать себя в обучении на иностранном языке в университете одной из европейских стран. Выбор университета осуществляется самим студентом и основывается на текущей специализации, впоследствии проводится отбор, и самые амбициозные, академически активные и, конечно, позитивно настроенные кандидаты становились студентами выбранного заграничного университета.

Конечно же, я понимала, что одного знания языка студенту младших курсов будет недостаточно, чтобы пройти нелегкий отбор, а потому поставила себе цель влиться в струю академической студенческой жизни, накопить прочный багаж знаний и обязательно попытать удачи в отборе на программу европейского обмена ERASMUS+.

В течение полутора лет я активно занималась публикационной деятельностью, поддерживала и развивала английский язык, участвуя в международных и локальных конкурсах и конференциях, и параллельно осуществляла собственные исследования в области изучения. Так, весь второй курс стал крепким фундаментом, заложившим мой шанс на успех в грядущем отборе кандидатов на поездку в Европу.

Третий курс был идеальным моментом: ты имеешь достаточно знаний в сфере, чтобы самостоятельно исследовать и рассуждать, выстраивать логические следствия, и при этом фантом грядущего диплома еще не надвисает над тобой денно и нощно. И так, решение было принято: пора.

Сбор документов №1: вспомнить все.

Пожалуй, самый волнительный и важный период этой затеи – сбор документов на отбор. Необходимо вспомнить все до мельчайшего достижения, не забыть о внеучебной деятельности и составить максимально полный список того, почему именно ты достоин встретиться с европейскими профессорами на их лекциях. Это очень важно, ведь даже незначительное мероприятие дополняет твою картину более полно и играет в твою сторону. Важно показать себя разносторонним, не страшащимся трудностей, открытым для мира и готовым на любые свершения. К счастью, благодаря накопленному багажу и содействию руководства института, документы были собраны. Мой выбор пал на Технический Университет Мюнхена (Германия), так как я уже неоднократно пересекалась с немецкими организациями в рамках конференций, и это подкрепляло и обосновывало мою мотивацию учиться именно там.

Интервью – следующая, практически решающая ступень отбора. Так как большинство номинантов в прошлом имело степень магистра, подавить волнения было непросто: каков шанс, что бакалавра без знания немецкого возьмут учиться в Германию? Тем не менее, я старалась показать свою искреннюю готовность учиться и развиваться, не забыть ни об одном важном аспекте, и в целом, показать всю себя такой, какая я есть – ни больше, ни меньше.

В момент, когда я вышла из кабинета собеседования, я не была уверена, каков его результат. Через неделю я получила номинацию – я еду в Мюнхен! Причем  знания английского языка является достаточным для обучения в Германии!

Первый месяц в Германии.

После нескольких месяцев бумажной работы и длительной переписки с представителями университета я отправилась в путь. Я не знала, чего ожидать и как ориентироваться. Действительно, первая неделя в Германии была непростой: от языкового барьера и тяжелого багажа до системы расписания транспорта, приобретения СИМ-карт, банковских счетов и подписания финальных документов в самом университете. Это самый волнительный период знакомства со страной: все ново, все удивляет и пугает. Главное, знать, что вскоре все плавно перейдет в более комфортное состояние, и каждое новое открытие будет укреплять твою связь с этим городом, страной.

Благодаря мудрой организации времени, приезжим студентам дается месяц на обустройство, путешествия и даже некоторые развлечения. Каждый день группа активистов из университета предоставляет возможность присоединиться в поездку в разные города и соседние страны, музеи и парки, выезды на велосипедах и многое-многое другое. За 2-3 недели такого активного знакомства с Баварией я успела всей душой влюбиться в культуру, архитектуру и менталитет немцев. Немного о нем:

  • Немцы очень любят мороженое. Мороженные могут находиться на одной и той же улице, и работать почти круглосуточно (по сравнению с остальными магазинами, которые по обычаю закрыты уже в 8 вечера)
  • Баварцы чтят свои культурные традиции. На каждом мероприятии и фестивале около трети посетителей будут одеты в традиционный диндл (баварское женское платье), ледерхозе (баварские мужские кожаные шорты) и другие многочисленные атрибуты, как шляпы с кисточкой,  жилеты, гетры до икр (или исключительно на них) и пр.
  • Немцы прямолинейны и не очень инициативны на контакт. Однако, если найти к ним подход, можно насладиться их компанейской душой и уютом в их компании.

Вскоре после всей череды новых впечатлений и адаптации пришла пора приступить к главной стадии программы – обучению.

Учеба и путешествия совместимы.

Каждый университет в программе, конечно, будет отличаться друг от друга своим количеством нагрузки, подходом к обучению и требованиями. Технический Университет Мюнхена, как один из лучших в Германии предоставляет крепкие и актуальные знания в сфере, требуя взамен серьезного отношения к учебе, будь ты обменник или native. Обучающие курсы и практикумы существенно отличаются от российских, поэтому было непросто влиться в студенческое братство Мюнхенского университета, добиться высоких показателей, успешно сдать все экзамены на высшие баллы. Безусловно, это требует длительной и тщательной подготовки!

И все же за семестр пребывания в университете я успела побывать в нескольких каноничных баварских городках (Регенсбург, Фюссен, Шёнау-ам-Кёнигзе), крупнейших городах Германии (Гамбург, Мюнхен), слетала на курортную Пальму Де Майорку, устроила «хайкинг» в Альпах, увидела-таки всем известный баварский лебединый замок Людвика II – Нойшванштайн, и многое-многое другое. При этом я не жертвовала учебой и успешно закрыла семестр. Это невероятно, но летний семестр в Германии – это не пропавшие летние каникулы, как подумал бы россиянин, а получение необыкновенно полезных знаний и навыков плюс активный отпуск.

Каждый день этого лета ощущался как каникулы сильнее, чем когда-либо прежде. 

Особенности обучения: интересные факты

  • Лекционный материал постоянно меняется в соответствии с текущими исследованиями.

Так как ТУМ – это исследовательски направленное учреждение, на каждой кафедре существует несколько научных групп под предводительством профессоров, осуществляющих исследование самых важных глобальных проблем. Как юному начинающему ученому, мне было любопытно и очень приятно видеть результаты этой вечно продолжающейся работы в лекциях и семинарах. Германия искренне заинтересована в том, чтобы по получении степени студенты шли в ногу со временем и были готовы немедленно вклиниться в научный поток.

  • Если курс не составлен одним преподавателем, каждую важную тему читает разный университетский или приглашенный эксперт.

Эта особенность, пускай не удивительная, но очень важная: каждый эксперт готов ответить на любой вопрос по тематике, и тем самым изложить перед нами самые детальные нюансы, инсайты и особенности конкретного объекта исследования. Как результат – знакомство с исследовательскими группами региона и их представителями, и, конечно же, глубокие знания в обширных темах одного предмета.

  • После каждой лекции и семинара все, включая лектора, стучат кулаком по столу в знак благодарности (вместо аплодисментов).
  • Материалы лекций (презентации, видео-ряды, обзоры статей и сами статьи) всегда есть в свободном для студента доступе на портале для качественной подготовки к экзаменам.

Кстати для тех, кто лекции именно посещал, а не просмотрел дома перед экзаменом, как правило, имеется плюс: например, пометка, что важно для экзамена на слайдах, которой нет на выложенных в портал скриптах или обсуждение слайда в более подробном виде, чем изложено.

Экзамены: сдать или не сдать?

Коротко говоря, экзамены в ТУМ совсем не как орешек щелкнуть. Чаще всего экзамен длится полтора часа и состоит из 15-20, а то и больше вопросов с внутренними второстепенными вопросами, требующими открытого развернутого ответа. Тем не менее, благодаря лекционному сопровождению, выложенному на портале, к экзамену подготовиться возможно и не сложно, если учиться не по системе сессионной лихорадки. Все, что спрашивается в экзамене, обязательно встречалось на лекциях. А личность студента здесь важна не так разительно: порой экзаменационные ответы подписываются номером студента и не задействуют фактор человеческой предвзятости и субъективности.

Стоит ли ехать? Вот в чем вопрос.

ERASMUS+ - это возможность провести лето полезно и плодотворно, разрушить глобальные стереотипы и стать человеком мира. Помимо полезных знаний, путешествий и нескольких тысяч фотографий в памяти телефона я приобрела несколько настоящих друзей и десятки хороших приятелей со всего мира: Канада, Норвегия, США, Австралия, Финляндия, Испания, Турция, Индия, Португалия…

Находясь большую часть жизни в одном городе, в одной стране, человек лишает себя возможности не только увидеть места, которые он знает лишь по картинкам, но и возможности мыслить широко, независимо и объективно. К счастью, такие программы как ERASMUS+ дают шанс вырваться из оков локальной субъективности, раскрыть свои потайные навыки и даже в определенной степени познать себя. Благодаря 6 месяцам в Германии я чувствую себя более уверенно как специалист, как личность, как гражданин мира.

Я очень благодарна преподавателям, дирекции ВШБиПП, представителям многих структур СПбПУ за поддержку, помощь в оперативном оформлении пакета документов, а также в целом Политеху за то, что в моей студенческой жизни реализовалась такая уникальная возможность обучаться целый семестр в одном из крупнейших вузов Германии!

 

Подготовлено Антониной Шлыковой студ. 4 курса бакалавриата направления «Биотехнология»