29 ноября 2016 г. состоялась лекция с использованием активных и интерактивных образовательных технологий с участием студентов 2 курса направления «Технология продукции и организация общественного питания» по дисциплине «Физическая и коллоидная химия» (лектор доц. Панкина И.А.).
В настоящее время в сфере образования возрастает интерес к инновационным формам проведения лекций, практических и лабораторных занятий. Учитывая большую заинтересованность технологов к активным формам взаимодействия «преподаватель-студент», студентами было предложено провести совместное лекционное занятие.
Учеными доказано, что только услышанное усваивается в объёме 12 % информации, увиденное повышает уровень усвоения информации до 25 %, а объединение услышанного и увиденного повышает объём усвоения информации до 70 %. Поэтому были выбраны формы «лекция-визуализация» и, так называемая, «лекция вдвоем» с участием нескольких студентов. С материалом по теме «Теория и свойства растворов электролитов и неэлектролитов» в качестве лекторов выступили студенты гр. 24634/3 Кузнецова Ольга, Малетина Василиса, Чухлян Анастасия, Осипова Елена.
Студенты подготовили выступления с презентациями в рамках тематики занятия по важнейшим разделам: идеальные растворы и их законы, осмос и осмотическое давление, эбуллиоскопия и криоскопия. С целью наиболее полного понимания и усвоения всего изложенного все основные формулы, графики и математические выражения были продублированы докладчиками на доске.
По ходу занятия лекция периодически принимала форму беседы, во время которой слушатели задавали докладчикам интересующие их вопросы, в частности, о практической значимости тех или иных свойств растворов.
Данная форма подготовки студентов к интерактивной лекции дает навыки самостоятельной работы при поиске информации, обобщении материалов из большого количества источников разнообразной формы. Такая форма выступления перед аудиторией отличается от доклада на конференции, имеет преимущественное отличие от простого реферата, который сдается преподавателю. При этом есть вероятность, что знания добытые студентами самостоятельно надолго останутся в их памяти, что, в свою очередь, способствует успешной сдаче последующих коллоквиумов и экзамена по дисциплине.
В конце лекции были подведены итоги, лектором потока проведен анализ изложенных студентами-докладчиками тем, даны рекомендации. В свою очередь, студенты-докладчики отметили, что не ожидали определенных трудностей в общении с целым потоком студентов, однако не испугались и достойно выступили с очень интересным материалом и смогли ответить на большинство возникших у аудитории вопросов. Таким образом, данный формат проведения лекции вызвал большой интерес, как у студентов-докладчиков, так и у слушателей, а значит, может быть использован в дальнейшей практике проведения интерактивных лекционных занятий.